Международная научная конференция, посвященная проблемам повышения качества обучения и компетентности выпускников
Ее организатором выступили Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования» (ИГА), Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Российская академия естественных наук (РАЕН) и Международная академия коммуникологии (МАК).
В форуме приняли участие отечественные ученые, преподаватели, руководители вузов, деловых и общественных структур, а также представители государств постсоветского пространства. В ходе работы конференции основное внимание уделялось исследованию концептуально-прикладных аспектов повышения качества высшего образования; характеристике государственно-правовой политики в области образования и управления знаниями в информационном обществе; освещению теории и практики повышения эффективности высшего образования; определению результативности вложений в человеческий капитал; изучению процессов формирования социокультурного портрета современного студента.
Все слои российского общества имеют претензии к сфере высшего образования, которая является одним из ключевых драйверов создания принципиально новых идей и прорывных технологий, приумножения и совершенствования человеческого капитала. Работодателями фиксируется несоответствие профессиональной квалификации выпускников перспективным направлениям экономической деятельности. Выпускниками вузов отмечается их слабая подготовленность к коммуникациям и социальной адаптации в организациях. Это заставляет внимательнее относиться к изучению проблем реформирования сферы высшего образования с целью перехода к новому качеству обучения и компетентности выпускников.
Открывая конференцию, Ф.И. Шарков, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС, президент МАК от имени участников форума поздравил Орлова Виталия Владимировича, доктора исторических наук, профессора, проректора по научной работе ИГА в связи с 60-летием со дня рождения. В.В. Орлов – известный историк, автор ряда монографий и учебных пособий, посвященных изучению проблем профессионального образования, национального предпринимательства, этнополитического и социально-экономического развития регионов. Указывая на многоаспектность изысканий автора, Ф.И. Шарков подчеркнул, что они не эклектичны, а объединяются общей идеей изучения исторического опыта для его практического применения в современных реалиях.
В приветственном слове В.Н. Алексеев, доктор исторических наук, профессор Университета управления Правительства Москвы, председатель секции «Энциклопедические знания» РАЕН, сопредседатель Оргкомитета конференции говорил о невозможности достижения нового качества высшего образования без критической массы высококвалифицированных преподавателей-исследователей, без науки сугубо эмпирическим путем, без новых идей и отказа от старого. Он признал актуальность и важность коммуникологии в достижении социально значимых результатов во всех сферах жизнедеятельности общества.
С приветственным словом к участникам форума обратился доктор политических наук, профессор, декан факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС В.В. Силкин. Он напомнил слушателям известное выражение К. Маркса о существовании одной единственной науки – науки истории. Перефразируя цитату классика, он подчеркнул, что в современном мире существует только одна наука – коммуникология человека и природы.
С основным докладом «Коммуникативные основания развития культуры и образования» выступил профессор ИГСУ РАНХиГС, доктор философских наук, эксперт ЮНЕСКО в области культуры и образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ Мамедов Низами Мустафаевич. Он обосновал тезис о том, что образование должно ориентироваться на запросы не только дня сегодняшнего, но и будущего. Основное содержание современного образования должно составить теоретические предпосылки и условия гармонизации взаимоотношения человека, общества и природы. Перед мировым сообществом поставлена задача социализации индивида на основе ценностей культуры устойчивого развития. Содержание образования должно обеспечить становление стабильного информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой.
В обсуждении базового доклада принял участие представитель Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, профессор А.В. Хорошилов, который остановился на вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
Большой интерес у участников форума вызвало выступление кандидата юридических наук, профессора, ректора Института государственного администрирования, члена-корреспондента РАЕН, сопредседателя Оргкомитета конференции А.В. Тараканова, который проанализировал проблемы разработки социально-ответственной ориентированности образовательного процесса в вузе. Отмечая доминирование лекционно-семинарского формата обучения в вузе, пришедшего к нам из глубины веков, он обосновал необходимость смены технологической платформы образования. Компетентностный подход, являющийся ведущей педагогической технологией, направлен на формирование у студентов умения учиться и искать информацию, а не копить знания. Быстро, практично, удобно – таковы современные требования молодежи к программам обучения. Негосударственные вузы, откликаясь на потребности рынка, в полной мере используют преимущества новых технологий. Компьютерные стимуляторы, тренажеры, проектные методы обучения, игровые подходы, самообучение и взаимообучение в социальных сетях все шире входят и используются в образовательном процессе. А.В. Тараканов, опираясь на результаты исследований руководимого им творческого коллектива, обосновал тезис о том, что в современных условиях квалификация и человеческий капитал, предназначенные прежде всего для совершенствования человеческой личности, в значительной степени формируются не только в учебном заведении, но и в организациях на рабочих местах в ходе тренингов и в процессе выполнения проектов.
Развитие сервисной экономики требует освоения надежных коммуникативных навыков, что ориентирует высшее образование на обеспечение адаптивности выпускников и оперативного реагирования на вызовы времени. Рекламные коммуникации в учебном процессе стали темой выступления В.А. Евстафьева, доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью РАНХиГС, вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР). Он подробно остановился на деятельности АКАР по организации плодотворных связей с вузами, а также о конкурсах, проводимых ежегодно (лучший учебник по рекламе, лучшая выпускная работа, лучший сайт вуза и т.д.). М.П. Бочаров, доктор социологических наук, профессор, зам. Генерального директора «Института региональных проблем» Академии труда и социальных отношений (АТиСО) посвятил свой доклад проблеме разработки федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 4-го поколения по специальности реклама и связи с общественностью, который востребован более чем в 240 вузах, где преподают PR и рекламу.
Выступление В.М. Шепеля, доктора философских наук, профессора, академика РАЕН, заслуженного деятеля науки РСФСР, Президента Лиги профессиональных имиджмейкеров затрагивало коммуникационные проблемы малого бизнеса. Профессор, обращаясь к студенческой молодежи, рекомендовал им прочитать книгу Г. Форда «Сегодня и завтра», в которой четко определен смысл образования – «помочь человеку стать самостоятельным в обеспечении собственной жизни». Он поделился с участниками конференции предварительными итогами исследований в области становления и развития малого бизнеса.
Доклад Г.Г. Силласте, заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора, руководителя научной школы «Гендерная и экономическая социология» Финансового университета при Правительстве РФ, члена научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ было посвящен коммуникологии образования и его социальных рисках в модусах социального времени. Система образования меняет социальные функции, все больше ориентируясь на оказание образовательных услуг. Социологические опросы показывают, что поколение миллениума (рожденные в 1990-х – 2000-х гг.) не испытывает проблем в общении по информационным каналам, но практически не способно четко излагать свои мысли в устной и письменной формах. Это актуализирует проблему повышения речевой культуры молодежи, совмещения новых коммуникационных технологий с классическими возможностями русской речи. Г.Г. Силласте поделилась результатами исследований по проблемам социальных рисков в высшем образовании: 48% выпускников не работают по полученной профессии. Эти идеи развил в своем докладе А.В. Михайлюк, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и информационной деятельности Национальной металлургической академии (Украина), который подробно остановился на проблеме формирования информационной культуры личности, как важной составляющей современного высшего образования.
В своем содержательном, богатом фактическими данными и глубокими историографическими оценками докладе, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе ИГА В.В. Орлов привлек внимание к новейшим исследованиям проблемы перехода от элитного к массовому высшему образованию. Он указал, что в конце 1950-х гг. среди рабочих и крестьян практически не было лиц с высшим образованием (1,4%). Реформа образования 1958 г. привела к расширению вечерней и заочной форм обучения, что позволило лицам и более старших возрастов получить высшее образование. Переход к новой модели образования, расширение образовательных программ, неочных форм и платы за обучение, развитие негосударственных вузов и филиальной сети привели к тому, что получение высшего образования стало социальной нормой. В 1991 г. в вузы поступало до 30% возрастной когорты, в 2013 г. – 76%, что сопоставимо с аналогичными показателями развитых стран мира. Он указал на разнонаправленность тенденции превращения высшего образования в обязательный атрибут рабочей силы, в частности рост премии за высшее образование при его девальвации, изменение требований к структуре и качеству рабочих мест, утечке «мозгов», утере сигнальной функции всеобщего высшего образования при его удорожании и расширении спроса.
Н.А. Джалилова, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин Института государственного администрирования обратилась к проблеме повышения роли гуманитарного образования в формировании социокультурной основы будущих служащих системы государственного и муниципального управления. Гуманитарное образование, развивая научное мировоззрение, выстраивает ценностные ориентиры и жизненные позиции будущего служащего и является важной составляющей фундаментального образования. Это обусловлено непростыми нравственно-политическими и экономическими ситуациями в обществе, в которомпо-соседству расположились терроризм, столкновение религиозных, национальных культур. Компетенции, формируемые в процессе освоения гуманитарных дисциплин, вводят будущего специалиста в мир ценностей и смыслов человеческого бытия с целью социально корректной постановки своих профессиональных задач и эффективной стратегии их осуществления.
Директор по развитию и внешним коммуникациям АТиСО, вице-президент МАК, член-корреспондент РАЕН, кандидат социологических наук В.И. Захарова остановилась на медиативной роли преподавателя вуза в повышении качества учебного процесса. Ст. преподаватель кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ С.А. Рюмшин продолжил эту тему, останавливаясь на коммуникационном аспекте медиации в системе высшего образования.
Повестка конференции не ограничивалась упомянутыми выше докладами. В ходе ее работы ученые обратились к проблемам анализа современного законодательства в части организации целевого приема и целевого обучения, современных тенденций развития российской системы высшего образования, повышения ее эффективности, управления знаниями в дистанционном процессе обучения кадров и др.
В целом конференция успешно выполнила свою задачу – продемонстрировала важнейшие достижения отечественной науки в изучении проблем повышения качества высшего обучения и компетентности выпускников, а также наметила новые направления исследований. По итогам конференции планируется издание сборника статей.
В.В.Орлов, д.и.н., проф. (ИГА)
Е.В. Орлова, к.и.н., доц. (ИГА)
[1] П.Е. Ефремов: легенды и действительность. Чебоксары, 1997; Социально-экономические проблемы подготовки рабочих кадров в профессионально-технических учебных заведениях Чувашской АССР в 1971-1985 гг. М., 2009; Этнополитические и социально-экономические аспекты развития Чувашии в 20-е годы ХХ века. М., 2009;Купцы Ефремовы: предпринимательская и общественно-политическая деятельность купеческой династии. Чебоксары, 2012; Чебоксары: исторический очерк. Коллективная монография. Чебоксары, 2014;Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные причины, сражения и итоги. Учебное пособие (в соавторстве). Чебоксары, 2015; и др.