Институт Государственного Администрирования
IGA » Новости » Духовная безопасность России: вызовы, ответы и уроки
14
июня
2017

Духовная безопасность России: вызовы, ответы и уроки

08 июня 2017 года в Институте государственного администрирования состоялся круглый стол по теме: «Духовная безопасность России: вызовы, ответы и уроки».

В его работе приняли участие не только преподаватели института, но и ученые из Финансового университета при правительстве Российской Федерации, Московского педагогического государственного университета, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии образования (РАО), Минского государственного университета (Республика Беларусь), члены редколлегий международного научно-популярного журнала «ICARUS&DAE4DALUS. Системный анализ: проблемы и решения» (Германия) и международного альманаха «Гуманитарное пространство».

Ректор Института государственного администрирования к.ю.н, профессор, член-корреспондент РАЕН А.В. Тараканов приветствовал участников круглого стола и призвал их к конструктивному диалогу. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года и действующей до 2020 года, отмечается важность возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей, формирования у подрастающего поколения достойного отношения к истории России, консолидации гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

Безусловно, основными угрозами национальной безопасности в области культуры и духовной составляющей являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа России путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной, и религиозной нетерпимости, снижение роли русского языка в мире, фальсификация российской и мировой истории. Не секрет, что угрозой духовной безопасности остаются деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию; использование информационных и коммуникционых технологий для распространения и пропаганды экстремизма, фашизма, сепаратизма и терроризма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе; снижение качества жизни российских граждан, усиление дифференциации населения по уровню доходов, вызванные неблагоприятной динамикой развития экономики, отставанием в технологическом развитии.

Поэтому, возможно, потребуется разработка доктрины духовной безопасности России по аналогии со Стратегией национальной безопасности, информационной и военной безопасности. В этих документах предусмотреть разработку понятийно-категориального аппарата, основных угроз и мер их противодействия; необходимость повышения инвестиций в развитие человеческого капитала, сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений; улучшение финансирования и материально-технической базы учреждений образования, науки, здравоохранения и культуры. Важно также разработать систему показателей состояния духовной безопасности России, что важно для улучшения качества жизни граждан, укреплению стабильности в обществе, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Ведущий научного мероприятия д.и.н., профессор, проректор по научной работе институтаВ.В. Орлов попросил присутствующих исключить из дискуссии вопросы, связанные с наличием или отсутствием Бога, зарождением, расположением в организме человека души, ее реинкарнации и т.д., а сосредоточиться на главных аспектах темы, а именно духовная безопасность России, ее содержание и составные части, измерение духовного состояния современного российского общества, основные угрозы в этой сфере и механизмы ее разрешения, ответы на вызовы времени и уроки для будущего.

Отечественных публикаций на тему духовной безопасности немало и присутствующие с ними знакомы. Но в силу отсутствия концепции (стратегии) духовной безопасности и достоверных статистических данных они касаются, как правило, отдельных ее срезов (например, сектантство, терроризм, киберпреступность). Поэтому он сориентировал участников форума осуществить диагностику духовной безопасности России через определение места и роли в этих процессах таких основных социальных институтов, как семья, производство, государство, образование и религия, добавим тем самым содержательный фрагмент в эту пеструю мозаику.

Одна из главных причин слабой теоретической проработки проблемы духовной безопасности связана с традицией исследовать духовную составляющую, ее функционирование и развитие предельно обобщенно, абстрактно, вне привязки к конкретному объекту. Как обустроить жизнь по западным лекалам в стране, которая находится в иной системе географических, природно-климатических, исторических, цивилизационных, формационных, модернизационных координат? Насколько ментальные характеристики россиян – долготерпение, соборность, коллективизм, вера в харизматического лидера, устремленность в будущее при отсутствии должной заботы о дне сегодняшнем, правовой нигилизм могут быть «встроены» рыночные принципы и механизмы, сформировавшиеся в иной среде? Могут ли здесь рыночные инструменты также эффективно действовать, как они работают при наличии других потребностей, ценностей, установок, условий и ограничителей?

В выступлении д.псих.н., профессора В.П. Подвойского (МГПУ) основной упор был сделан на определении роли современной высшей школы в обеспечении духовной безопасности молодежи. Вуз предназначен для выполнения двух основных функций: социализация молодежи и подготовка кадров. К сожалению, отечественная высшая школа слабо справляется с реализацией как первой, так и второй миссии, о чем свидетельствуют инфантильность студенческой молодежи, потеря интереса к знаниям и интеллектуальной деятельности, трудоустройство не по полученной специальности и др. Причина в том, что высшее образование в нашей стране существует в индустриальной культуре середины XXвека, то есть реализуется устаревшая модель высшего образования. Анализ проекта «Университет 3.0» показал, что в России основная часть университетов действует как 1.0 – образовательный институт; малая часть как 2.0 – образование и исследование. И ни одного действующего в модели 3.0 – образование, исследование и коммерциализация знаний. Поэтому серьезной проблемой является создание современной эффективной действующей модели высшего образования, что в конечном итоге способствовало бы и обеспечению духовной безопасности страны.

Д.э.н, профессор Т.Х. Усманова (Финансовый университет при правительстве РФ) остановилась на проблеме обеспечения социальной справедливости в обществе, что весьма важно для обеспечения его духовно-нравственной стабильности и безопасности. По ее сведениям, отдельные статьи Конституции РФ носят декларативный характер, в частности об обеспечении достойной жизни населения и свободного развития, строительства социального и правового государства (ч.1. ст. 7 и др.). Если нормальный децильный коэффициент составляет 1:8, то у нас по официальным сведениям 1:17, в столичных городах доходит до 1:40, что чревато социальной нестабильностью. При этом весьма сложно определить его уровень, поскольку 40% российской экономики находится в тени». МРОТ ниже ПМ, за чертой бедности находится 19,5 млн. россиян. Очень низкая заработная плата, доля которой от стоимости продукции составляет в среднем по стране 15-17% против 40-60% в развитых странах. В России один час работы стоит в 25 раз меньше, чем в странах ЕС и 20 раз – в США. В стране от 10-12% нищих, находящихся на грани биологического выживания. Более 60% россиян нуждаются в улучшении жилищных условий, но лишь около 10% имеют финансовые возможности. Доминирование нищих, бедных и малообеспеченных слоев населения, которыми проще манипулировать за счет подачек и очередной незначительной прибавки к заработной плате или пенсии, позволяет властям держать в экономической и политической зависимости большинство россиян. Поэтому консолидация граждан, формирование гражданского общества, истинного социального и правового государства не входит в планы правящего класса России.

Д.псих. н., профессор А.Ю. Бутов (РАО) остановился на духовно-нравственных скрепах славян-староверов, которые позволили им не только выжить у условиях жесткого прессинга со стороны правительства, но и создать эффективно работающую предпринимательскую сеть. Он справедливо считает, что для политической и социально-экономической истории России характерно циклические повторения тех или иных этапов с постоянным возобновлением действия сложившихся в прошлом закономерностей и событий. Она из причин повторяемости – неспособность сделать продуктивные и содержательные выводы из истории духовного развития, нежелание учиться на старых ошибках и просчетах. Судим слишком приблизительно и поверхностно о прошлом страны, обречены на повторение одних и тех же ошибок, блуждаем вокруг исторически схожих проблем, возникающих развилок и тупиков.

Основные проблемы, заявленные в докладах, были дополнены и развиты в выступлениях к.псих.н, доцента, декана психолого-педагогического факультета С.А. Копылова, к.п.н, доцента Т.А. Казакевич, к.ф.н., доцента, зав. кафедрой социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин Н.А. Джалиловой, зав. кафедрой истории и теории государства и права к.ю.н, доцента И.Н. Шумского, к.и.н., профессора И.Л. Корнаковского, д.мед.н., профессора О.В. Тремибцкого (Минский государственный университет), к.э.н., доцента, зав. кафедрой экономики и менеджмента института С.А. Бабан и др.

Подводя итоги работы круглого стола, В.В. Орлов отметил, что в потоке книг обращает на себя внимание недостаточная проработанность вопросов обеспечения духовной безопасности, если понимать ее как длительный исторический процесс, не разделенный на отдельные периоды, а связанный в единое целое и приспособленный к существующей среде. Частные вопросы по этой тематике не раз выступали объектом исследования. Можно говорить о том, что в этой области появились содержательные оценки, интересные идеи и гипотезы, то есть пробудился научный интерес к проблематике. Но накопленного явно недостаточно для создания целостной теории, всесторонне и глубоко описывающей самобытный и уникальный объект, каковым выступало и выступает духовная составляющая российского общества. Не хватает теории духовного развития России, которая позволила бы разобраться с характером духовно-нравственной эволюции в прошлом, ее удачами и достижениями, провалами и срывами, с тем, чтобы дать убедительный ответ на вопрос, что необходимо для эффективного обеспечения духовной безопасности страны.

Он призвал коллег обратиться к исследованию влиянию глобализации на духовную безопасность страны. Цель глобализации общеизвестна: перераспределение мировых и человеческих ресурсов от «туземного» большинства к «цивилизованному» меньшинству. В теории глобализм - создание общемирового пространства для совместного решения общемировых проблем, открытость мирового пространства для свободного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. На практике развитые страны обеспечивают себе доступ на чужие рынки, но свои остаются закрытыми для других. В результате богатые страны – богатеют, а бедные – беднеют. Положение слаборазвитых стран усугубляется тем, что правящая элита выступает в качестве партнеров своих западных коллег, обеспечивая безбедное существование ценой предательства национальных интересов. Не секрет, что Россия является сырьевым придатком развитых стран. Задача Запада известна – управлять последствиями распада советской державы (Мадлен Олбрайт), поставить экономику России под контроль ведущих держав мира (Збигнев Бжезинский). Идеологическая экспансия западных средств массовой информации не только нарушает национальный суверенитет, но и нивелирует национальную культуру и самобытность народа. Внешние аспекты духовной безопасности также должны стать предметом анализа и войти в доктрину духовной безопасности страны.

Научно-исследовательский отдел

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.