Институт Государственного Администрирования
» » Заседании секции «Энциклопедические знания»
26
май
2016

Заседании секции «Энциклопедические знания»

Заседании секции «Энциклопедические знания»

23 мая 2016 г. ректор Института, к.ю.н., профессор, член-корреспондент РАЕН выступил на заседании секции «Энциклопедические знания» с рецензией на доклад доктора социологических наук, профессора Академии труда и социальных отношений М.П. Бочарова «От информационного сопровождения к информационному партнерству».

В выступлении А.В. Тараканова подчеркивалось, что исследование процесса перехода от информационного сопровождения к информационному партнерству важно для конструктивного понимания информационно-коммуникационного взаимодействия социальных институтов и общества. В научной литературе информационное партнерство понимается разнопланово в силу сложности, противоречивости и дискуссионности концепта. К основным принципам информационного партнерства относится отказ от корпоративного монолога в пользу корпоративного диалога, привлечение людей к совместному решению социальных проблем, созданий условий для обеспечения интерактивности, оперативности и максимально возможного охвата заинтересованных лиц и организаций. Отличительная особенность информационного партнерства состоит в его существовании до решения конкретной социальной проблемы.

Краудсорсинг, являющийся наиболее яркой технологией информационного партнерства, понимается как передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. К основным характеристикам краудсорсинга как партнерской коммуникации относятся открытость, доверие, диалог, содержательность, наличие экспертной аудитории. Результаты применения этой технологии в научной сфере раскрываются на материалах западных компаний, в частности Стэнфордского университета по моделированию свертывания молекул белка, Джонатана Ротберга по изобретению способов, позволяющих усовершенствовать технологии «Ion Torrent», компании Google для реализации программы социальной защиты с бюджетом 10 млн. долл. США и создание карты Индии. В бизнесе данная технология чаще всего применяется для решения несложных маркетинговых задач – выдумка названия, слогана, логотипа.

В России краудсорсинг еще не нашел широкого применения, что связано с невысоким уровнем открытости отечественного бизнеса, господством технократического подхода в профессиональном сознании российских рекламистов и специалистов, превращающих любую идею в ресурс управления сознанием и поведением человека. Информационное партнерство опирается на идеи гуманитарного, а не технократического подхода к социальным процессам. К основным принципам гуманитарного подхода относятся уважение к человеку, свободного его развития, самореализации, открытость целей и отсутствие манипулятивности, равенства партнеров по диалогу. В то же время, по версии А.В. Тараканова, нельзя не учитывать того, что антидиалогические отношения, базирующиеся на идее диктата и «победы» своей точки зрения, находят широкое применение в современной практике, что находит отражение в создании «образа врага», во внедрении в общественное сознание представления об оппонентах как «непримиримой оппозиции», «вечно вчерашних», «отставших навсегда».

А.В. Тараканов отметил отсутствие в докладе М.П. Бочарова концептуальной и методологической разницы между понятиями «информационное сопровождение» и «информационное партнерство» учитывая идентичность особенностей этих концептов, а также необходимость разработки новых этических правил для PR-специалистов и рекламистов. Основная идея доклада: «цивилизация находится на пороге радикального пересмотра глубинных оснований организации коммуникационного взаимодействия между социальными субъектами» предлагает обществоведам обширные возможности для расширения и углубления предложенного автором подхода. Хотя по справедливому и обоснованному мнению А.В. Тараканова, вряд ли стоит надеяться на относительно мягкий переход от монологически-манипулятивных практик к диалогическим практикам информационного партнерства только лишь за счет исследования этих процессов, подготовки и переподготовки специалистов в сфере коммуникации, как предполагает автор доклада. Поскольку монологически-манипулятивные практики имманентно встроены в современный миропорядок, внешнюю и внутреннюю политику государств, деятельность ТНК и крупного бизнеса, ориентированных на получение максимально высоких результатов, премий, бонусов, выгод и доходов за минимальный период времени.

Научно-исследовательский отдел (НИО)

QR-код адреса страницы: