Человеческий капитал здоровья, деятельности и обучения!
Библиотека Института пополнилась еще двумя книгами, опубликованными в 2017 году в Германии: «Человеческий капитал здоровья, деятельности и обучения. Личность и группа в организации» и «Гуманистическая концепция лидерства в организации. Управление человеческим капиталом».
Коллективом авторов под руководством ректора Института государственного администрирования члена-корреспондента РАЕН А.В. Тараканова, докторов психологических наук и профессоров А.В. Тышковского и Д.Н Усковой всего опубликовано 8 книг по проблеме человеческого капитала в организации, которые получили высокую оценку научной общественности.
Монография «Человеческий капитал здоровья, деятельности и обучения. Личность и группа в организации» состоит из трех тематических разделов и 10 глав (345 страниц), объединенных общей концептуальной идеей анализа человеческого капитала здоровья, деятельности и обучения.
Первый раздел «Человеческий капитал здоровья» состоит из двух глав. Нельзя не согласиться с авторами монографии в том, что здоровье - это обобщенная категория, показывающее состояние благополучия человека, условий его жизни и труда, нормального функционирования его органов, психики, трудоспособность и активность человека как члена общества в целом. Весьма любопытна версия авторов, рассматривающее благополучие как способность человека жить в согласии с самим собой, а психологическое благополучие как состояние гармонии внутреннего мира человека. Структурно благополучие и его высшую форму счастье авторы включают три компонента: удовлетворенность жизнью, наличие положительных эмоций и отсутствие отрицательных эмоций, что в реальной действительности, особенно современной российской, вряд ли достижимо.
С большим интересом читаются страницы, посвященные проблеме профессионального выгорания (с. 40-66). Этот дискурс авторы рассматривают как ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализация и дегуманизация межличностных отношений. Они справедливо считают, что потенциальными условиями риска выгорания выступают нереализованные жизненные и профессиональные ожидания, неудовлетворенность самоактуализацией, достигнутыми результатами, разочарование в других людях и в избранном деле, обесценивание и потеря смысл своих усилий, переживание одиночества, ощущение бессмысленности активной деятельности. Определяя стресс как неотъемлемую часть жизни современного человека, ими предлагается два способа поведения в стрессовой ситуации. Первый – пассивное уклонение от стрессовых факторов, второй – найти возможность справиться с стрессовой ситуацией, снизив накал эмоций, переводя поведение из импульсивной фазы в рациональную. В арсенале этого способа поведения находятся копинг-стратегии и совладающее поведение.
Второй раздел «Человеческий капитал деятельности», состоящий из 6 глав, относится к числу самых объемных и содержательных в книге. Авторы исходят из того, что деятельность - условие, пространство, процесс и средство формирования и развития человеческого капитала, который раскрывается через самоопределение, саморазвитие, самоактуализацию, самоутверждение и самовыражение.
Каждому этапу развития экономики соответствует системообразующее психологическое качество, которое определяет роль и место человека в организации. Это способности (физические и умственные), объединившие работников в рабочую силу в период индустриальной экономики; интеллект и компетентность, трансформировавшие рабочую силу в человеческие ресурсы в период информационной экономики; субъектность, превращающая человеческие ресурсы в человеческий капитал в период формирования гуманистической экономики в настоящее время.
Можно согласиться с авторами в том, что в современном мире отчуждение человека от своей профессиональной деятельности достигло масштабов глобальной проблемы, выходящий за рамки отдельных организаций, отраслей и регионов. Не секрет, что механистический, бессмысленный труд не приносит не только морального удовлетворения, но и прибыли, необходимой для конкурентоспособности организации. Гуманистически ориентированное управление как раз нацелено на преодоление этого отчуждения, на возвращение личностного смысла во внутриорганизационную трудовую деятельность человека, на формирование его профессиональной идентичности, превращение приоритетов развития организации и ее успеха в личностно значимые цели каждого сотрудника.
Авторы книги не без основания считают, что существуют единые социально-психологические механизмы формирования творческих (созидательных) возможностей человеческого капитала в его коллективной форме. Основной критерий - готовность группы выбирать сценарий собственного развития. Если организацией в качестве цели определяется достижение равновесия (стабильного функционирования), траектория развития личности в группе и группы в организации выстраивается по сценарию гомеостаза, если же целевым состоянием является готовность к изменениям, то их траектория развивается по сценарию динамизации.
Примечательно, что авторы много внимания уделяют социализирующей функции организации. Ресурсно-ориентированная социализация человека в организации выстраивается по сценарию однонаправленной нормативной модели, ориентированной исключительно на трудовую адаптацию. В этом случае индикаторами успешности/неуспешности социализации сотрудника в организации и объективными эталонами организационной социализации становятся: низкая квалифицированность, сверхлояльность по отношению к руководству и легкая заменяемость сотрудников. В организациях, ориентированных на гуманистическую экономику, социализирующая функция организации способна проявлять себя как социальный институт, где созданы условия для саморазвития.
Третий раздел книги «Человеческий капитал обучения» состоит из двух тематически и логически связанных глав. К профессионально значимым качествам, связанным с обучением, авторы относят персонализированную продуктивность и умение учиться. Образный (функция правого полушария) и логический компоненты (функция левого полушария) мышления выполняют равнозначные функции в едином мыслительном процессе. При этом изолированное развитие одно в ущерб другому малоэффективно и не обеспечивает рост креативности целостного процесса мышления. Процесс обучения, разумеется, должен быть направлен на комплексное развитие образного и логического компонентов мышления.
Итак, концептуальная модель человеческого капитала обучения включает в себя научные представления о параметрах, индивидуальных и коллективных особенностях мыслительной деятельности, связанных с профессиональной продуктивностью сотрудников в условиях организации.
Можно надеяться, что монография найдет заинтересованного читателя среди студентов, аспирантов и преподавателей. Авторам монографии хочется пожелать дальнейших творческих успехов!
Научно-исследовательский отдел